СТРАНИЦА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ РАШАЕВОЙ МАДИНЫ ЭР.
Конкурс «Учитель года».
«Имя мое - Учитель»
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Барбюс А.
С раннего детства я уже знала, что буду учителем, с восхищением наблюдала за своей первой учительницей, мечтала о том, что стану такой же умной, доброй, что меня будут окружать любимые ученики. Слово «учитель» вызывало непреодолимое желание связать свою жизнь с этой замечательной профессией. Ребёнком я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Я - учитель. Я учитель? Я учитель! « Призвание учителя есть призвание высокое и благородное». В своей работе я всегда опираюсь на три понятия "НАДО", "ТРУДНО", "ИНТЕРЕСНО".
Источником моего вдохновения являются дети, мое общение с ними. Эммануил Ильенков сказал: "Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!", и я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!"
Моя концепция основывается на любви к детям
Девиз моей работы «Самое интересное и ценное в этом мире человеческая личность», то есть не все вместе, а каждый.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Вот и я стараюсь рассмотреть эти «невидимые струны» в каждом ребёнке…. Любовь к ребенку для меня является задачей и ценностью обучения и воспитания. Каждый из моих учащихся – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть разными.
А.С. Макаренко указывал - ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В. А. Сухомлинский, не может быть универсальным воплощением всех достоинств. Моё педагогическое кредо можно выразить словами Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Как творчески работающий учитель, я постоянно задаюсь вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а мне самой испытать моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.
Известно, что без интереса к предмету, методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даёт желаемого результата: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал выдающийся педагог 20 века В. А. Сухомлинский.
Новое время выдвигает актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных, которые смогут ставить цели и достигать их, и не будут бояться сложностей, связанных с их достижением.
А сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие под названием « Маршрут достижения успеха». Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, в космический мир школы.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Готовясь к самопрезентации я разработала схему под названием «Маршрут достижения успеха». Я представила, что у каждого человека есть своя звезда, и у каждой звезды в небе свое место.в моей схеме планеты выступают в роли учеников, , солнце в роли учителя ,луна в роли родителей. .
Самая большая звезда – Солнце. Значит, в моем волшебном космическом мире огромное внимание уделяется учителю. Сила притяжения Солнца невидимыми цепями удерживает Землю , заставляя двигаться ее по кругу. Чтобы достичь успеха , каждый учитель должен поддерживать учеников в решении тех или иных задач. Сохранить душевную близость на долгие годы со своими учениками ,должен научить детей понимать мир, в котором они живут, осознать свою роль и значимость в этом мире, должны подготавливать своих воспитанников к решению проблем, связанных с разными сторонами реальной жизни, к самоопределению и саморазвитию в изменяющемся современном обществе. Вокруг Земли движется Луна .Так как Луна является главным спутником земли, роль луны в моей концепции досталась родителям. Днем носителями света являются учителя, а ночью должны освещать дорогу ученикам родители, направлять их на правильный путь. Родители немаловажную роль играют в воспитании и обучении своего ребенка. Они в первую очередь должны контролировать посещение уроков своими детьми, проверять домашние задания, посещать учебные занятия ,выявлять трудности своих детей. Если учитель и родители будут идти на контакт, только в том случае можно добиться успеха в обучении и воспитании учащихся .семья –это та крепость, те стены, за которыми дети чувствуют себя в безопасности. Если стены рушатся , то защищаться от невзгод и бурь жизни приходится под развалинами этих стен. Но стены должны быть. Когда я смотрю на своих учеников и их родителей, то вспоминаю известную «Притчу о сосуде жизни и камнях». Я представляю себе, что каждый ребёнок – это крупный камень. Камни все разные: есть отшлифованные, сверкающие каждой своей гранью, есть необработанные и грубые…
Родители моих учеников – это средние камни. Они тоже бывают разные! Но крупные и средние камни не могут плотно прилегать друг к другу в «сосуде школьной жизни». Поэтому нужны мелкие камешки, песок, которые заполнят всё свободное пространство в сосуде… Мелкие камни – это и есть мы, учителя! Только мы можем сблизить родителей, детский коллектив и школу!
Звезды образуют созвездия .Так как я по знаку зодиака «Весы», я выбрала именно это созвездие .Как же объясняется созвездие весы в моей концепции? Мои весы имеют две чащи. Первая чаща – чаща знаний ,а вторая –незнаний..По моему мнению если коллектив сплотится ,будет эффективно использовать урочное время, прибегая к разным методам обучения, если будут соединять каждую звездочку , то мы сможем создать нужное созвездие.В таком случае чаща знаний будет наполняться. Необходимо с первых минут урока мобилизовать на работу как класс в целом, так и каждого ученика в отдельности- вот что подразумевается под понятием «соединять каждую звездочку».Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.
Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка и, как следствие, его развитию.
Я очень хочу быть в жизни моих ребятишек значимым человеком! Понимаю, что произойдёт это только в том случае, если буду видеть в каждом своём ученике уникальную личность, буду считаться постоянно с этим открытием, чувствовать и принимать близко к сердцу проблемы детей, сопереживать их успехам и неудачам, если буду искать всё новые способы тёплого общения с ними и верить, что ученики хотят быть моими соратниками в обучении и воспитании. Я стараюсь отойти от опыта авторитарного общения с детьми и утвердить опыт, основанный на идеях сотрудничества, принципах личностно – гуманного подхода. А умеем ли мы любить детей по – настоящему и проявлять эту любовь так, чтобы ребёнок это почувствовал. Важным условием в этом является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей защищённым, где ему уютно и тепло.. Любить ребёнка, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие.
Каким образом ребёнок может понять, что его в школе и в классе любят и уважают? Существенную роль в этом играет контакт глаз. Открытый доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку при общении и с ним очень важен для удовлетворения его потребностей. Правда, в этом есть один психологический нюанс: глаза ребёнка и учителя должны находиться на одном уровне. Учитель не должен смотреть снизу вверх (унизительная поза).
Гораздо проще выразить своё расположение, поддержку и любовь простым прикосновением. Здесь вовсе не имеются в виду объятия, поцелуи, иногда достаточно лишь прикоснуться к руке, погладить по головке, игриво потрепать по волосам, положить руку на плечо.
Только на одной планете есть жизнь. Это наша планета – Земля. Чтобы жизнь на земле была светлой, радостной теплой, рядом с землей должны находиться луна и солнце. Как бы трудно нам не жилось на земле , все равно нам хочется жить .Поэтому любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условий. Настоящий учитель должен быть высокоэрудированным, интеллигентным, коммуникабельным, понимающим и любящим детей, чтобы по прошествии времени остаться в их памяти лучиком добра и света.
Так значит мы , учителя и родители , должны вместе сделать так , чтобы нашу планету заселяли только умные , воспитанные, добрые, отзывчивые ученики .Ведь будущее в руках наших учеников. Широта и безграничность вселенной поражают воображение,точно так же фантазиям учителя должна быть бескрайней.
Быть учителем для меня прежде всего соблюдать следующие заповеди: Люби детей! Не навреди . Ищи в детях только хорошее. Научи детей думать и любить, быть сострадательными и милосердными.Всё без принуждения.
Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.
Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся. Это может быть небольшая инсценировка или игра, викторина или проникновенное слово учителя и так далее.
Урок в 11 классе по теме «Сатира В.Маяковского» всегда начинаю сценкой «Выступление В.Маяковского в политехническом музее». Заранее подготовленные ученики одновременно выкрикивают: «Долой Маяковского! Долой!», «Да здравствует Маяковский!». И тут на середину класса выходит ученик – Маяковский и говорит: «А я все-таки послушаю тех, кто кричит «Да здравствует Маяковский!». Итак, начинаю».
Вопрос из класса: «Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли».
Ученик – Маяковский: «Надо иметь умных товарищей».
Вопрос из класса: «Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не
заражают».
Ученик – Маяковский: «Мои стихи не люди, не печка и не чума».
Вопрос из класса: «Маяковский, как вы чувствуете себя в русской литературе?»
Ученик – Маяковский: «Ничего не жмет».
И вот уже на лицах ребят улыбки, и такой далекий и непонятный Маяковский становится ближе. А я радуюсь, контакт с учениками есть, а значит, и урок получится.
А как важно в самом начале урока активизировать познавательную деятельность учащихся.
Урок русского языка в 7 классе по теме «Н – НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях». На перемене перед уроком на доске пишу два предложения.
Семена рассеяны .
Девочка рассеянна на уроке.
К началу урока предложения прочитаны. Детям не терпится сказать, что я в одном из слов допустила ошибку. Каково же их удивление, когда я говорю: «На доске все правильно. Более того, почему в одном случае пишется одна Н, а в другом две Н вы сами после анализа слов и размышлений над ними ответите».
Все, работа закипела.
Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.
Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Например, тема «Загадки», «Пословицы». Уроки – путешествия в страну Русский язык, Лексика, Фразеология. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к родному языку.
Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор..
Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете.
А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей А так же учащиеся с интересом работают с игровыми программами по орфографии и пунктуации, выполняют различные тесты.
В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по литературе. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.
Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения .
В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь».Я пришла к такому выводу , что в нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Тема:«Предложения распространённые и нераспространённые.
Второстепенные члены предложения».
Цель урока: дать понятие распространённого и нераспространённого предложения, раскрыть значение и роль второстепенных членов предложения
(сопровождение презентацией интерактивной доски)
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока:традиционный
Метод: комбинированный
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю)
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку
Ход урока
1.Организационный момент.
На перемене записать «число, классная работа».
Приветственное слово учителя:
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся подарками судьбы.
А подарками для вас станут хорошие оценки на уроке.
Я надеюсь, что у нас всё сегодня получится, и мы хорошо усвоим новую тему.
2Актуализация опорных знаний и умений.
Словарно-орфографическая работа.
У: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.
ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.
Д: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.
У: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение .
У: Давайте проверим, как вы записали с помощью сигнальных карточек.
Оранжевая карточка буква “О”; красная - “А”; зеленая - “Е”.
Микровывод: Мы повторили написание словарных слов.
3.Повторение пройденного материала.
Проведение фронтального опроса в нетрадиционной игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.
Игра «Крестики-нолики»
(р-та в тетрадях).
В строчку записываются цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения , называется фонетика.
2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3Обстоятельство -это главный член предложения.
4.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
5.Словосочетание состоит из одного слова.
6.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
Слайд 1(ответы)
1
2
3
4
5
6
7
0
+
0
+
0
+
+
Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.
Самооценка выполненной работы-смайлики.
2.Постановка проблемы (использование кейс-технологий) - 3 мин
В разных группах заранее предупредить одного учащегося о том, чтобы он создал проблемную ситуацию –неожиданно после орг. момента встал и выдал фразу:
Ученик: - Я пошел
Учитель: - Куда? Как? Зачем?
Ученик: - Я знаю
Учитель, дети: - Что? О чем?
Ученик: - Я получу оценку.
Учитель, дети: - Какую?
Ученик: - Я найду клад
Учитель, дети: - Где?
3. Актуализация новой темы урока - 4 мин
Учитель: Спасибо моим секретным помощникам)
(записывает на доске: " Я пошел... . Я знаю... . Я получу... . Я найду... .")
- Почему мы не могли понять ваших одноклассников?
- Они не договаривали свои предложения.
Учитель:
- С точки зрения синтаксиса, какие члены предложения они только чаще употребляли?
- Только подлежащее и сказуемое. Докажите.
- Все так считают? Докажите, расскажите про подлежащее, сказуемое.
- В их предложениях были и подлежащие, и сказуемые? А как такие предложения называются?
- Догадались ,какую тему мы сегодня пройдем?
Запишем тему урока
Цель урока: дать понятие распространённого и нераспространённого предложения, раскрыть значение и роль второстепенных членов предложения
«Второстепенные члены предложения»
Объяснение новой темы. Слайд
- Какие мы ребятам вопросы задавали? Пишет на интерактивной доске: Я пошел (куда? зачем?) Я знаю (что?) Я получу (что?) оценку (какую?) Я найду (что?) клад (где?)
(3 слайд)
- А какие, вы слышали, существуют второстепенные члены предложения?
5.Первичное закрепление новой темы - 10мин.
- Теперь мы можем дополнить предложения ребят и определить, каких членов предложения не хватало? Допишите предложения, чтобы они были понятны. Определите и подчеркните все члены предложения.
Я пошел в школу.
Я знаю урок.
Я получу отличную оценку.
Я найду клад в подземелье.
III. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Прочитайте текст (3-й слайд)
Ответьте на вопросы:
1. О чём текст?
2. Какую пользу приносит берёза?
А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно? (нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения.
Работа с карточками.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
4. Изучение нового материала.
1.Работа со словарем. Учащиеся в толковом словаре
Русского языка ищут значение слова «распространенный»
По словарю Ожегова:
Распространенный – широко известный; обычный;
часто встречающийся. В грамматике распространённое
предложение с второстепенными членами.
Эти определения слова «распространенный» учащиеся
должны записать в тетради.
2. Чтение параграфа учебника. Учащиеся самостоятельно
Читают параграф 34. Сами должны сформулировать
Определение распространенных и нераспространенных
Предложений. Предложения; которые состоят только
Из главных членов называются нераспространенными.
Предложения; имеющие; кроме главных членов; хотя бы один второстепенный ;называются распространёнными.
Сказка – миниатюра.
Как поссорились распространенное и нераспространенное предложение
В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был царь Русский язык.
Было у царя два сына. Одного звали
Распространенное предложение, а другого –
Нераспространенное предложение.
Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
« Дети мои милые! Потешьте меня старика,
сочините сказку». Принялись братья за
работу, но стали спорить, чья сказка окажется
лучше? Нераспространенное предложение
сказало: «Моя сказка короче и лучше
запоминается». Распространенное
предложение ответило брату: «А моя сказка
будет красочнее, интереснее».
Написал каждый брат свою сказку.
Принесли отцу, стал он их читать. Сказка
Нераспространенного предложения
показалась царю скучной, чуть не уснул,
пока читал. Сказка Распространенного
предложения, наоборот, показалась слишком
длинной, еле-еле до конца дочитал. Пока царь
читал, сыновья стояли рядом и наблюдали,
как отец хмурится, зевает, вздыхает. Поняли
тогда братья, что врозь им не справиться.
Сочинили они сказку сообща, принесли отцу.
Почитал царь, повеселел, очень ему сказка понравилась.
Решили братья больше врозь ничего не делать и поняли,
что оба они одинаково важны. И жили они долго и счастливо
и радовали отца разными сказками.
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
Деловая игра - 8 мин
Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты «Осенние зарисовки». Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты, открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.
7. Физминутка - 3 мин
Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под крышкой парты. Нашли? Вот и хорошо.
У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку.
3. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником. Выполнение упражнения № 173.
Задание выполняется устно; коллективно. Каждое
Предложение можно распространить несколькими
Разными способами.
2. Учитель диктует текст. Учащиеся; сидящие на «первом
варианте»; должны выписывать из него только
распространенные предложения. Учащиеся; сидящие
на «втором варианте»- только нераспространенные
предложения.
Вчера была гроза. Молнии сверкали. Гремел страшный
Гром. Сначала на небе появились тучи. Они-тяжёлые; черные. Затем ударили первые раскаты грома. Все потемнело. Наступила ночь. Но часто молнии освещали это черное небо. Скоро непогода закончилась. Ушли тучи; перестали сверкать молнии. Снова выглянуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью.
Игровое упражнение « Цепочка предложений»
Один ученик придумывает нераспространенное предложение. Второй его распространяет второстепенными членами. Оценивается работа
Синтаксический разбор предложения.
И с невестою своей обвенчался Елисей.(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)
Работа с раздаточным материалом. (По времени-как Д/З)
Разноуровневые по сложности задания. Уровень учащиеся выбирают по собственному желанию.
1.Минимальный уровень.
Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).
2.Средний уровень (норма).
Вставить пропущенные буквы и слова (отсутствие справочного материала).
3.Повышенный уровень сложности
2.Раздаточный материал.
Минимальный уровень.
Вставить пропущенные буквы и слова(есть подсказки-слова для справок).
Хорош ---------- лес в ----------- ясны… дни.В пурпурно-красный и ----------- цв…та окрашена л…ства . Цв…тным к…вром ра…стилаются под д…ревьями листья.Тут и там в…дны под ними --------- шляпки грибо…-под…синовиков.
Слова для справок:осенн…е,красн…ватые,…синовый,желтый.
Средний уровень
Вставить пропущенные буквы и слова.
Красив, наряден ру…ский лес ---------- ос…нью. Кругом ----------- б…резы . ----------- к…стром г…рят р…бины. Словно груды малахита, з…л…неют ----------- ду…ки .В…селым мног…цветьем радуют клены, …сины -------------- к…вром ра…стилаются под деревьями ----------- листь…я.
Игра «Чертим носом». Учащиеся чертят носом члены предложения.
Слайд №9
В реке, на рыбалке, прекрасный, надежный, громко, к маме, с тобой, около дома, правильные, одетые, аккуратно.
10. Подведение итогов
У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
5. Работа с предложением.
У: Запишите в тетрадь предложение
Метель очень ласково одела деревца елового царства.
У: Теперь выпишите первую букву каждого слова. Какое слово у вас получилось?
Д: Молодец!
У: Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали!
Домашнее задание.
Задание на листочках. Распространите предложения второстепенными членами. Озаглавьте текст. Спишите текст в тетрадь.
Пришла весна. Солнце рушит. Шумит ручей. Падает капель. Лопнули почки. Стала показываться травка. Появятся подснежники. Красив цветок!
Слова для справок:
долгожданная, снежные горы, быстрый, с крыш, звонко, душистые, клейкие, на солнечной опушке, молоденькая, скоро, первые, как первый, весенний
.jpg)
Классный час к 23 Февраля "А ну-ка, мальчики!"
Цель: Создать атмосферу праздника в игре-соревновании.
Задачи:
1. Познакомить детей с родами войск.
2. Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей.
3. Формирование коллектива, исключение разобщенности мальчиков и девочек.
Подготовка к классному часу:
1. Изготовление сувениров для пап, дедушек на уроках труда.
2. Разучивание стихов, загадок для участников игры на военную тему.
3. Оформление класса (на стенде приколоты, вырезанные из цветной бумаги облака и изготовленные своими руками планеры из белой бумаги, подготовка мест для соревнующихся команд мальчиков, для жюри (приглашенные папы, дедушки), для зрителей (девочки).
4. Девочки готовят поздравления мальчикам. Оформленные поздравления помещаются на закрытой доске.
5. Подготовка отличительных знаков командам, музыкального сопровождения (марш, песня “Граница”, в исполнении Л. Агутина или др.), цветные мелки, и др. реквизит.
Ход праздника
Мальчики выстраиваются в коридоре по росту, зрители и жюри занимают свои места.
Учитель: В России 23 февраля отмечается праздник День защитника Отечества.
В этот день поздравляют военнослужащих, ветеранов, воинов, дедушек, пап, мальчиков, всех мужчин. Этот день отмечают во всех родах войск: сухопутных (пехота), морских (моряки), воздушных (летчики). Наши воины защищают просторы Родины на земле, и в море, и в воздухе.
Защитники Отечества должны уметь все делать, быть организованными. Все ли наши будущие воины готовы к испытаниям, которые могут им встретиться? Это мы сегодня и посмотрим.
Под звуки марша и аплодисменты зрителей, мальчики входят в зал, маршируют на месте, расчет на 1-2-й, деление группы мальчиков путем простого расчета на две команды. Команды договариваются о названии и выбирают капитана, получают на рукав отличительные знаки и занимают в зале места. Учитель знакомит всех с членами жюри, объясняет систему оценки (жюри будут показывать карточки с цифрами).
Учитель: Ни для кого не секрет, что солдат должен уметь быстро одеваться и приводить себя в порядок. Эти умения мы и проверим. Муз. Сопровождение - песня “Граница” в исполнении Л. Агутина.
1 конкурс: участники команд снимают и вешают на спинку стула жилет, снимают носки и обувь с обеих ног и выкладывают вперемешку на середине класса. По команде необходимо быстро найти свои вещи, одеться, застегнуть все пуговицы на жилете. Выигрывает команда, в которой участники сделали это быстрее.
2 конкурс: У солдата должна быть очень хорошая память. Каждому подразделению необходимо запомнить как можно больше слов из тех, которые передадут вам связистки. Две девочки по очереди зачитывают командам слова. Листы передаются в штаб (жюри), а команды, по очереди, совместно вспоминают и называют слова, которые были прочитаны. Жюри отмечает, все ли слова назвали?
1команде: танк, море, нарушитель, залп, окружение, медаль, капитан, пистолет, мина, победа.
2 команде: корабль, овраг, защитник, выстрел, атака, награда, командир, автомат, бомба, салют.
3 конкурс: Каждое подразделение получило секретное сообщение. Передача секретного сообщения “по цепочке”. Капитаны команд остаются, остальные выходят в коридор.
Учитель зачитывает текст сообщения сначала одному капитану, потом второму капитану - другой текст. Капитаны прослушивают тексты сообщений, отвечают на вопросы по своему тексту для более полного осознания услышанного (см. подчеркнутые слова), а затем пересказывают каждый свой текст вошедшим в класс вторым членам своей команды, вторые пересказывают третьим, третьи четвертым и т. д. (достаточно 3-4 человек от каждого подразделения). Жюри прослушивают рассказы последних игроков и сравнивают его с исходными текстами сообщений. (Тексты могут быть другие, более подходящие по теме)
1 команде: Друзья.
Алеша принес щенка домой. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играют в парке. Алеша мечтает подготовить собаку и служить с ней на границе.
2 команде: Помощь.
Это было зимой. Мальчики пошли на пруд. Ваня надел коньки и побежал на лед. А там прорубь. Ваня упал в воду. На помощь пришли товарищи. Они вытащили Ваню из воды и отвели домой.
4 конкурс: Поступило сообщение, что на территорию каждого подразделения проник диверсант. Известен путь его следования. В течении 20 секунд девочки показывают одному из игроков от каждой команды планы маршрутов диверсантов. Эти два участника должны запомнить направление и форму линий, положение окружающих предметов (каждый своего плана) и воспроизвести их на доске или на листах бумаги.
1 команде
2 команде

5 конкурс: От команды вызывается по одному участнику. Каждый участник рисует на доске портрет своего диверсанта в таком порядке: окружность головы, нос, уши, глаза, волосы, рот. Затем участники меняются местами, стараются запомнить портрет диверсанта и, после того, как им будут завязаны глаза, необходимо обезвредить диверсанта, т. е. стереть с доски, в следующем порядке: волосы, рот, левое ухо, нос, правое ухо, правый глаз, левый глаз.
6 конкурс: Сложить пословицы. Каждой команде даются полоски двух цветов со словами из двух пословиц. Их и нужно сложить, прочитать классу и членам жюри.
1 команде
2 команде
Слова синего и красного цвета
Слова желтого и зеленого цвета
В результате должны получиться такие пословицы:
1) Умелый боец везде молодец.
1) Офицер в доблести пример.
2) Военному делу учиться всегда пригодиться.
2) Маскировка – это хитрость и сноровка.
И последнее испытание 7 конкурс: Хорошие бойцы умеют хорошо замаскироваться. Предлагается двум участникам команд замаскироваться под старушек, т. е. надеть на себя юбку и косынку, глядя в зеркало, пройтись и сказать: “Ах, какая я красивая!”, чтобы все поверили.
После каждого конкурса слово предоставлялось членам жюри, которые показывали и записывали баллы каждой команде. В конце классного часа жюри подводят итоги, объявляют команду-победителя. Дополнительно могут быть использованы загадки (девочки загадывают мальчикам):
К. Ваншенкин. Матрос.
На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека
Полосатая рубашка
Называется тельняшка
А матросская фуражка
Не имеет козырька.
Называется фуражка…
Бескозырка моряка!
Под водой железный кит,
Днем и ночью он не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (пограничник)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский… (вертолет)
Далее следует поздравление пап с вручением сувениров, сделанных своими руками.
Девочка читает поздравление:
Дорогие мужчины!
Поздравляем Вас с Днем Защитников Родины!
Мы с праздником вас
Поздравляем солдатским,
Но видеть всегда вас хотим
Только в штатском!
А, если уж в форме, то только
В спортивной - для бега,
Футбола и жизни активной!
Девочки по очереди подходят к доске (закрытая часть ее уже открывается), берут свое поздравление, зачитывают и вручают мальчикам открытки и подарки.
После этого команды выстраиваются по росту и под дружные аплодисменты и марш выходят из класса.
Далее идет уборка помещения.
